воскресенье, 30 мая 2010 г.

Из записных книжек Сомерсета Моэма

То-то, наверное, веселились боги, подсовывая в ящик Пандоры к прочим бедствиям еще и Надежду: они ведь прекрасно понимали, что это жесточайшая из всех напастей - именно Надежда побуждает человека терпеть свои мучения до конца.

Полезное правило: не спрашивать с человека более того, что он может дать без каких-либо неудобств для себя.

История человеческой морали во всей полноте проявляется в литературе: на какую бы тему ни писал автор, он демонстрирует нравственные принципы своего времени. В этом главный недостаток исторических романов; герои, совершая в них исторически достоверные поступки, ведут себя по нравственным законам той эпохи, в которую творит писатель. И это несоответствие всегда бросается в глаза.



Люди частенько подкармливают голодных, чтобы ничто не мешало им самим наслаждаться вкусной едой.

У большинства людей вся жизнь сводится к добыванию пищи и созданию крова для своих отпрысков; а они, начав собственную жизнь, посвящают ее точно тем же занятиям, что и поколения их предков.

Чем человек умнее, тем сильнее он способен страдать.

Трудно приходится женщине, если она не умеет приспособиться к бытующему среди мужчин представлению о ней.

Я нередко задаюсь вопросом: когда же христианство настолько обветшает, что люди расстанутся наконец с представлением, будто удовольствие пагубно, а боль благотворна.

Люди постоянно портят себе жизнь, упорно делая то, против чего восстают все их чувства.

Если не отказывать себе в чем-то ради других, прослывешь отвратительны эгоистом; зато беды, которые скорее всего посыплются на нас, когда жертвуешь собой ради чужого блага, окружающие переносят с завидной стойкостью.

В своем отношении к окружающим мы руководствуемся принципом самосохранения. Человек поступает с ближним определенным образом, либо чтобы добиться выгоды, которой иначе не получить, либо, чтобы избежать тех бед, которых можно ждать от ближних. Никакого долга перед обществом у него нет; он действует лишь из собственной корысти, общество же принимает полезные его поступки и оплачивает их. За благие действия общество вознаграждает, а за дурные наказывает.

Наука способна утешить в несчастьях и залечить нанесенные ими раны, ведь она показывает, сколь ничтожно все вокруг и сколь малозначительна жизнь со всеми ее бедами.

Щедрость почти всегда превозносится куда больше, чем справедливость; это значит, что качества эти оцениваются по той пользе, которые окружающие могут извлечь из них для себя. Человек справедливый, но дающий другим не более того, что им причитается, обыкновенно вызывает скорее неприязнь, чем восхищение.

Три обязанности женщины. Первая - быть красивой, вторая - быть хорошо одетой, и третья - никогда не перечить.

Я рад, что не верю в Бога. При виде страданий и жестокости, которыми полон мир, эта вера кажется мне крайне постыдной.

Среднему человеку достаточно руководствоваться в жизни своими инстинктами, сформировавшимися под воздействием нравственных норм общества, в котором он живет.

Я готов относиться к жизни как к игре в шахматы, где основные правила не подлежат обсуждению. Никого ведь не удивляет, что конь так причудливо скачет по доске, что ладья ходит только по прямой, а слон по диагонали. Эти условия просто принимаются, по ним должно играть, а жаловаться на них глупо.

Не знаю более облегчающего жизнь отношения к ней, чем исполненное юмора смирение.